Аудирование на ЕГЭ по английскому: учимся понимать речь на слух

ЕГЭ

Аудирование на итоговом экзамене по английскому языку было и остается одним из самых сложных испытаний. Именно с аудирования начинается сдача письменной части ЕГЭ (в которую также входят задания на чтение, письмо, грамматику и лексику).

Успешному выполнению заданий на аудирование часто препятствует высокий уровень психологического напряжения и дефицит практики. Чтобы справиться с волнением на экзамене и достойно пройти испытание, нужна хорошая подготовка. Важно уметь воспринимать английскую речь на слух, ориентироваться в разных манерах произношения.

В этой статье мы расскажем, какие задания на аудирование вызывают больше всего вопросов у выпускников, и дадим полезные советы, которые помогут облегчить тренировки восприятия английского языка на слух.

Самые сложные задания в разделе Аудирование ЕГЭ по английскому

Первое задание в разделе Аудирование предполагает прослушивание аудиозаписи, с шестью разными высказываниями. После прослушивания (запись можно будет услышать два раза) нужно установить соответствия между этими высказываниями и утверждениями из предложенного списка. Дополнительная сложность в том, что одно из утверждений в списке — лишнее. За правильное выполнение задания экзаменуемый получает 2 балла. Если допущена одна ошибка — 1 балл, если 2 ошибки и более, то ответ оценивается в 0 баллов.

Во втором задании выпускнику предстоит внимательно прослушать диалог, после чего нужно определить, какие из утверждений соответствуют содержанию текста, какие не соответствуют, и о чем в тексте не было упомянуто. Всегда дослушивайте запись до конца, ведь иногда ключевая мысль может быть высказана именно в самом конце!

В заданиях 3-9 экзаменуемому будет предложена к прослушиванию аудиозапись (монолог или диалог) и вопросы с вариантами ответом. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Важно понимать, что задания 3-9 — это задания высокого уровня сложности (B2), поэтому нужно работать над словарным запасом.

Сложность аудирования в том, что в обычной разговорной речи никто не произносит слова по отдельности, как мы привыкли их учить на уроках английского языка. В речи все сливается в один поток, из которого надо выделить необходимую информацию. Если добавить разные акценты и манеры речи говорящих, индивидуальные особенности артикуляции и прочие нюансы, то задача и вовсе становится непосильной.

В предложенном к прослушиванию материале могут присутствовать незнакомые слова и фразы, незнакомые грамматические структуры. Часто встречаются знакомые фразы, но в другом значении.

Как научиться понимать английский язык на слух — полезные советы

Подготовка к аудированию по английскому для успешной сдачи ЕГЭ должна быть комплексной. Вот несколько рекомендаций, с помощью которых можно научиться понимать английский на слух:

Регулярно слушайте подходящие по уровню аудиоматериалы. Аудирование — это навык, который требует регулярной тренировки, чтобы достичь высокого уровня восприятия иностранной речи. При этом важно выбирать подходящий уровень сложности. Слушайте подкасты, аудио уроки, песни на английском языке с субтитрами. Только не берите материалы значительно выше вашего текущего уровня. Если вы не понимаете основную часть сказанного, попробуйте найти что-то проще. Просмотр фильмов — тоже не самая хорошая идея, поскольку многое можно понять из видеоряда, а на экзамене такой подсказки не будет. 

Расширяйте словарный запас. В экзаменационных заданиях используется лексика базового уровня сложности, однако незнакомые слова все же могут встречаться. В большинстве случаев можно уловить смысл незнакомых слов из контекста, додумать предложение, но лучше заранее поработать над расширением словарного запаса. Особое внимание стоит уделить простой разговорной лексике. Как показывает практика, даже незнание простейших междометий может сбить с толку.

Учитесь понимать смысл текста в целом, обращая внимание на детали. Старайтесь правильно понять общий смысл сказанного, не цепляясь за какие-то конкретные слова. Далеко не все смогут понять услышанное на 100%, поскольку в заданиях на аудировании часто встречаются слова, которых не было в школьной программе. Экзаменуемый должен полагаться на свое умение угадывать значение из языкового окружения слова.

Используйте учебники. Для развития навыков аудирования можно воспользоваться упражнениями из учебников, которые тренируют способность выделять из аудио важную информацию, которая потребуется для решения коммуникативной задачи.

Обращайте внимание «маленькие слова с большим значением» (наречия частотности, неопределенные местоимения, союзы, которые выражают противопоставление, и др.). Слова all, although, always, none, some, but, so, however, much и т.п. часто встречаются в утверждениях, а в самом диалоге используется противоположное по значению слово.

Используйте специальные сайты. Существует множество ресурсов, где можно найти записи монологов и диалогов носителей языка с вопросами по содержанию услышанного. Cambridge English, Exam English, Fluent U и другие аналогичные ресурсы помогут погрузиться в языковую среду с помощью специальных роликов. Материалы для подготовки разбиты по темам и уровням сложности, а также снабжены субтитрами.

Работайте над своим собственным произношением. Наше произношение напрямую влияет на то, как мы понимаем чужую английскую речь. При изучении новых слов всегда важно проверять их правильное произношение, чтобы избежать заучивания неправильных вариантов.

Используйте приложения для iOS/Android. Разработано множество тренажеров для восприятия английской речи на слух — Listening, All Ears English, Learn English Listening и др. В специальных приложениях можно выбирать аудиозаписи по интересам и длительности, выбирать акцент, включать субтитры и слушать в разных режимах воспроизведения. Разнообразие форматов — большой плюс таких приложений, в них можно найти всё: от диалогов и рассказов до небольших статей и публичных выступлений.

Делайте пометки и записи. Обязательно используйте на экзамене черновики, поскольку сразу запомнить услышанную информацию сложно. Делайте записи, фиксируя основные моменты текста во время первого прослушивания. При втором прослушивании концентрируйтесь на речи. Пометки пригодятся не только в ходе выполнения заданий, но также при проверке ответов и переносе их в бланки. 

Заключение

Учителя часто настаивают на дословном переводе текстов, и эта привычка может быть вредной. Важно научиться понимать, о чем идет речь, не вникая в значение каждого отдельного слова.

Обратите внимание! В структуру единого госэкзамена по английскому языку регулярно вносятся изменения: меняют формулировки заданий, шкалу оценивания и систему подсчета баллов. Также могут вводиться дополнительные требования к оформлению ответов и выполнению заданий. Информация обо всех изменениях публикуется на официальном сайте ФИПИ.

Оцените автора
R-Blog