Сторителлинг (storytelling) или рассказывание историй — эффективное средство развития речи, которое также развивает познавательный интерес, раскрывает творческие способности ребенка при изучении иностранных языков. С помощью ярких и запоминающихся историй на разные темы детям легче осознать ритм, интонацию и произношение английского языка.
Этот прием отлично подходит для работы с самыми разными возрастными группами детей. Особенно эффективен прием обучении английскому языку дошкольников. Сторителлинг помогает захватить и удержать внимание маленьких детей, вызвать симпатию и другие эмоции, донести до сознания ребенка интересную мысль, дать оценку разным поступкам героев и т.д. Истории, рассказанные от первого лица, легче воспринимаются юными слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем просто читаемая книга.
Почему сторителлинг важен в обучении иностранному языку
Комплексное действие. Сторителлинг на уроках английского языка позволяет решить сразу несколько задач: это эффективное средство развития речи способствуют формированию воображения, говорения, аудирования и письма. Педагогический сторителлинг выполняет мотивирующую, воспитательную, образовательную и развивающую функцию.
Эффективное средство мотивации. Сторителлинг — интерактивный метод работы с деть, позволяющий погрузиться в изучение языка. Действительно интересные рассказы мотивируют и развлекают; они создают глубокий интерес и желание продолжать обучение.
Социальное взаимодействие. Совместное прослушивание историй в группе — это еще и социальный опыт. Сюжет и поведение героев вызывает общую реакцию, например, смеха, грусти, ожидания, волнения или сопереживания.
Средство удержания внимания. Дети с удовольствием слушают интересные истории.
Запоминание новой информации. Частое повторение любимых историй позволяет крепко запомнить слова и речевые обороты. В рассказах происходит естественное повторение, что способствует запоминанию ключевой лексики и грамматических структур.
Разнообразие образовательной деятельности. Метод сторителлинга позволяет сделать процесс обучения нескучным, заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии, научить воспринимать и анализировать внешнюю информацию.
Сторителлинг — доступный прием, не требующий затрат, рассказывать истории можно в любом месте и в любое время.
Виды сторителлинга
Классический. Реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается преподавателем. Особенно хорошо работают правдоподобные истории, они хорошо запоминаются, развлекают и заставляют задуматься. Классический сторителлинг эффективен в процессе рассуждения, поскольку хорошо структурированные истории вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Цифровой. Инновационный формат сторителлинга, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (видео, аудио, инфографика и т.п.).
Активный (Интерактивный). Преподаватель задает план (сюжет) события, формирует проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Дошколята в данном случае могут лично приобщиться к истории, когда они отождествляются с героями и пытаются интерпретировать сам рассказ и иллюстрации к нему.
Выбор подходящих рассказов для дошкольников
В открытом доступе можно найти сотни замечательных детских рассказов. При работе с дошкольниками важно учитывать основные принципы историй: простота, неожиданность, доступность и реалистичность. История понравится и запомнится только в том случае, если дети в нее искренне поверят.
История обязательно должна вызывать чувства эмпатии. Важно к фактам добавлять эмоциональный фон, задействовать чувство юмора, которое в любой ситуации помогает решить любые проблемы. Не стоит забывать то, что воображение и фантазия у детей более гибкие, нежели у взрослого.
Истории могут быть как о выдуманных героях (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реально существующих людях. Истории должны быть похожи на сказки — в них должна быть скрыта мораль.
Классическая структура техники сторителлинг
В классическом понимании метод Storytelling должен включать следующие элементы:
- Введение. Сначала нужно правильно подготовить ребенка к рассказу.
- История. Она должна иметь четкий и понятный сюжет с минимальным количеством участников.
- Развязка. Обязательно в истории должен присутствовать поворотный момент, показывающий результаты действий героя, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Именно в этой части решается судьба героя, наступает момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы.
- Выводы. В конце нужно обязательно подвести итоги и сделать выводы. Заключение должно быть кратким. Важно буквально одним предложением подвести итог, как в конце басни выражается мораль.
Придумывание собственных историй
Дети постарше могут придумывать и рассказывать собственные истории. Обязательно нужно помочь им в этом, попросив придерживаться заданного плана.
Вот примерный план создания своей собственной истории:
- Choose the genre for your story (Выберите жанр для своего рассказа).
- Describe your main character (Опишите своего главного героя).
- Choose the location of the action (Выберите место действия).
- Describe what happens to the main character (Опишите, что происходит с главным героем).
- Describe what happens at the end of the story (Опишите, что происходит в конце рассказа).
Заключение
Техника сторителлинга интересна своей многогранностью. Этот метод неформального обучения позволяет юным полиглотам легко, непринужденно, естественно приобретать коммуникативные навыки. С помощью коротких рассказов можно разнообразить процесс обучения и параллельно решить множество обучающих, развивающих и воспитательных задач. Самое главное, чтобы выбранная история была убедительной и правдоподобной, даже если в ней будут развиваться самые фантастические сюжеты. Сторителлинг должен затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.